1. Сравните значения глагола прославить в разных контекстах.
а) «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» (М.В. Ломоносов)
б) «Безумным вы меня прославили всем хором». (А.С. Грибоедов)
2. Какой афоризм возник на основе фрагмента из Евангелия: възврати ножь свои. въ мҍсто свое. вьси бо и възьмъшеи ножь. ножьмь оумирають (Мф 26: 52).
Назовите также трансформированный вариант этого крылатого выражения, прозвучавший из уст Александра Невского, защитника земли Русской, в одноименном советском фильме 1938 г.
В чем заключается иносказательный смысл данного выражения?
3. Сколько раз встречается звук [о] в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Учтите 2 возможных произносительных варианта предлога ПО, обязательно опишите их.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Какой звук мы произносим на месте второго И в 3-ей строке? Как называется этот процесс?
4. Какой принцип орфографии провозглашает В.К. Тредиаковский в своей книге «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии»: «Та ортография совершенно правильная, которая одни только соблюдает звоны»? Можно ли с ним согласиться? Приведите свои рассуждения.
5. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Дайте короткий комментарий.
Софья Николаевна была сначала изумле(1)а, ошеломле(2)а такою неслыха(3)ой наглостью, но мгнове(4)о опомнившись и не сказав ни одного слова своему обидчику, бросилась она к отцу и, задыхаясь от беше(5)ого волнения и гнева, передала ему слыша(6)ые ею, почти в лицо сказа(7)ые его любимцем дерзости. (С. Т. Аксаков)
6. Укажите ряд (-ы), в котором (-ых) НЕ пишется раздельно со всеми словами ряда
1) никем (не)победимая; ни с чем (не)сравнимый; ничуть (не)сложный
2) весьма (не)уклюжий; (не)военнообязаннный; (не)бытие
3) здесь отнюдь (не)глубоко; (не)по-товарищески; никому(не)нужная встреча
4) (не)дожаренные, почти сырые котлеты; нисколько (не)зазорно
5) (не)громкий и (не)тихий; еще абсолютно (не)читанная книга; (не)моля о пощаде
7. Выполните морфемный разбор следующих слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: леденчик, серединочка, кукушечка, синичка, фиалочка, фигурочка, булочка, спичечка.
В каждом случае укажите, какие исторические чередования звуков сопутствовали образованию данных слов.
8. В чем заключается различие в образовании слов безусый, безухий и бесстрашный, бесхарактерный? Сравните их также со словами безвозмездный и беспризорный. Обозначьте все морфемы в данных словах.
9. Определите часть речи выделенных слов. Учтите возможность двоякой квалификации морфологической принадлежности некоторых слов, обязательно укажите эти случаи.
1) Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю.
2) Чтобы точно изложить все то, что ты себе представляешь, что живет в твоем сознании, нужно много работать над словом.
3) Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи.
4) От берега навстречу каравелле бежали десятки маленьких радуг.
5) Лобачев перечислял Семенову целый список умерших портов, начиная с Карфагена и кончая Таганрогом.
10. Определите синтаксическую функцию выделенных слов и словосочетаний. Учтите возможность двоякой квалификации некоторых словоформ, обязательно укажите эти случаи и прокомментируйте, с чем это связано.
1) После этого офицер принялся писать расписку в получении арестанта.
2) Уже формировались партии для поочередной отправки на родину.
3) Выезжало семеро братьев, семеро выезжало добрых молодцев, посмотреть выезжали молодцы, какова она, правда, на свете живет.
4) Боясь непогоды, обычной в холодных краях, летчики торопятся назад.
5) Сердца! Да это те высоты, которых отдавать нельзя.
11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Отметьте, в каком случае возможна постановка не запятой, а точки с запятой; прокомментируйте, с чем это связано.
Часу в шестом (1) Просковья Петровна проснулась (2) и пробыла несколько минут в том состоянии (3) когда человек не знает ещё хорошенько (4) проснулся он (5) или все ещё спит (6) а потом старалась припомнить (7) день это был (8) или ночь (9) одним словом (10) она заспалась (11) что (12) как известно (13) часто случается со здоровыми людьми (14) которые легли после сытного (15) обильного обеда (16) успокоить свое бренное тело. (А. Ф. Писемский)
Выполните частичный разбор предложения: дайте общую характеристику предложению (ССП, СПП, БСП, СП (ССК) с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью, СП (ССК) с бессоюзной и подчинительной связью и т.п.), укажите количество предикативных частей (грамматических основ) и типы придаточных. Если возможны различные точки зрения, отметьте это.
12. Переведите на современный русский язык фразу из «Ипатьевской летописи»: Въ семъi на •ῖ• дьнь съвҍтъ сътвориша кияне. Охарактеризуйте подчеркнутую конструкцию.
Ответы
1. М.В. Ломоносов использовал глагол прославить в значении «сделать известным, знаменитым, славным» (2 б.), а А.С. Грибоедов - в значении «распространить о ком-л. дурные слухи, сплетни, клевету; ославить» (2 б.). У данного глагола сосуществуют в литературном языке противоположные значения (2 б.).
Всего: 6 б.
2. Взявшие меч - от меча (мечом) и погибнут (4 б.).
Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» писатель Петр Андреевич Павленко, когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто с мечом к нам войдет (придет), от меча и погибнет! (4 б.). На том стояла и стоит русская земля».
Это предостережение агрессорам, напоминание о бессмысленности войны (2 б.).
Всего: 10 б.
3. 10 звуков [о] при условии безударного произношения предлога ПО (цепи) (2 б.), в данном случае предлог ПО - проклитика (2 б.); 11 звуков - если ударение падает на данный предлог, и тогда существительное ЦЕПИ - энклитика (2 б.).
В 3-ей строке на месте второго И произносится [ы] (2 б.), т.к. этот звук следует за твердым согласным [м] слова ДНЁМ (2 б.). Это аккомодация (2 б.).
Всего: 12 б.
4. Фонетический принцип (2 б.). Его суть: «Пиши, как слышишь» (2 б.). Согласиться нельзя (2 б.). За аргументы - 4 б.
Всего: 10 б.
5. 1, 2, 3 (2 б.) Изумлена, ошеломлена – краткие страдательные причастия прошедшего времени, бешеного – отглагольное прилагательное (образовано от глагола несовершенного вида) (2 б.)
Всего: 4 б.
6. 3,5 (4 б.).
Примечание. Максимальный балл ставится при безошибочном выполнении всего задания. Если назван только один из правильных вариантов (при этом не указано неверных вариантов), ставится 2 б. Если помимо верных указан неверный вариант, задание оценивается в 0 баллов.
Всего: 4 б.
7. Лед-енч-ик□, ср. лед-енец, ц // ч, э // нуль звука; серед-ин-оч-ка, ср. серединка, к//ч, о//нуль звука; син-ич-ка, ц//ч; фиалоч-к-а, к//ч, о//нуль звука; фигур-оч-ка, к//ч, о//нуль звука; булоч-к-а, к//ч, о//нуль звука; спичеч-к-а, ср. спичк-а, к//ч, э//нуль звука.
Всего: 20 б.
8. Без-ус- Ø - ый, без-ух- Ø - ий ( 4 б.) - префиксально-безаффиксный способ образования (приставочно-бессуффиксный, префиксальный с нулевой суффиксацией) (4 б.); бес-страш-н-ый, бес-характер-н-ый - префиксально-суффиксальный (4 б.), безвозмездн-ый и беззаветн-ый - слова с непроизводной основой в современном русском языке (4 б.).
Всего: 16 б.
9. 1) Нескольких (друзей) – местоимение или неопределенно-количественное числительное (1 б.); нужно – краткое прилагательное (1 б.); 2) что – относительное местоимение (союзное слово) (1 б.), нужно - категория состояния (наречие) (1 б.); 3) ближе – прилагательное в форме простой сравнительной степени (1 б.), другие - местоимение (местоименное прилагательное) (1 б.); 4) навстречу – отыменный производный предлог (1 б.), десятки – существительное (1 б.); 5) начиная с, кончая – отглагольные производные предлоги (2 б.) – всего за эту часть задания - 10 б.
За указание двоякой квалификации – по 1 б за каждый случай (макс. – 4 б.)
За возможный комментарий – 2 б.
Всего: 16 б.
10. 1) расписку (какую? о чем?) в получении – дополнение, несогласованное определение (1 б.); 2) формировались партии (какие? для чего? для каких целей?) для отправки – несогласованное определение, обстоятельство цели (1 б.); 3) выезжало семеро добрых молодцев – подлежащее (1 б.), выезжали (для чего? для каких целей?) посмотреть – обстоятельство цели (1 б.); 4) летчики торопятся назад (почему?) боясь непогоды – обстоятельство причины (1 б.); 5) отдавать нельзя (чего?) которых – дополнение (1 б.) – всего за эту часть задания - 6 б.
За указание двоякой квалификации – по 1 б за каждый случай (макс. – 2 б.)
За возможный комментарий – 2 б.
Всего: 10 б.
11. Расстановка знаков препинания: 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. (6 б.)
Точка с запятой должна быть поставлена на месте цифры 9 (1 б.) – граница между блоками ССК (1 б.) – всего за эту часть задания – 4 б.
Частичный синтаксический разбор: а) ССК с бессоюзной и подчинительной связью (2 б.), количество предикативных частей – 7 (2 б.) или б) СП (ССК) с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью (2 б.), количество предикативных частей – 8 (2 б.). (Если указаны обе характеристики, баллы суммируются, т.е. ставится 8 б.)За возможный комментарий - 2 б. – всего за эту часть задания 10б.
Придаточные: определительные – когда человек не знает ещё хорошенько (2 б.); которые легли после сытного обильного обеда успокоить свое бренное тело (1 б.);
изъяснительные – проснулся он или все ещё спит (2 б.); день это был или ночь (2 б.);
присоединительное – что, как известно, часто случается со здоровыми людьми (3 б.) – всего за эту часть задания 10 б.
Всего: 27 б.
12. В (на) семнадцатый день (5 б.) посоветовались (=посовещались, провели совещание) киевляне (2 б.).
За историю счетного слова семы на •ῖ• - 5 б.
За описание методики обозначения цифр буквами кириллицы - 3 б.
Всего: 15 б.
Максимальная оценка за всю работу – 150б.